Образовательные стандарты и требования
Федеральный государственный образовательный стандарт. Что это такое?
Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — модель, принимаемая за исходную. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.
Далее мы предлагаем вам сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, чтобы вы могли получить представление о том, как это было раньше и как это будет теперь, в новой школе.
Учитель, работающий по старым стандартам, всегда держит дистанцию с учениками: его роль сводится лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько точно дети его выучили. Теперь учитель - одновременно и играющий тренер, и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Раньше родители не могли влиять на содержание учебных программ. Новые стандарты дают школам право самостоятельно формировать учебную программу на основе примерного учебного плана, учитывая и пожелания родителей.
Раньше азы компьютерного набора детям приходилось осваивать вне школы. Все письменные работы в классе они выполняли только от руки. По новым ФГОСам уже в 1-ом классе наряду с традиционным чистописанием школьники учатся клавиатурному набору текста.
В старой школе выполнение практических заданий по теме ограничивалось только лабораторными работами. Ни о каких учебных проектах в школьной программе не было и речи. В новой школе, уже начиная с 1-го класса, ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых ФГОСах для внеурочной деятельности отведено целых 10 часов в неделю. Дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время – посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных исследованиях.
По старым стандартам роль техники сводилась к минимуму. Компьютеры использовались только на уроках информатики. В новой школе дети с первого класса учатся применять полученные знания на практике. И в этом им помогает современная техника – компьютеры, интерактивные доски, ресурсы Интернета, фотоаппараты и видеокамеры.
В старой школе использование игры на уроке было минимальным. Весь процесс обучения, как правило, сводился к заучиванию правил. В новых ФГОСах играм отводится не меньшая роль, чем остальным формам обучения. Особенно это касается начальной школы, где вчерашние дошколята только начинают осваивать новые знания и навыки. Познание через игру – вот один из главных принципов новой начальной школы